Откуда берутся… свахи?

Профессия свахи появилась не так давно, в середине 19 века.
В роли сватов обычно выступала пожилая женщина, родственница жениха, ее называли сватуньей.
Она была опытна и многое знала о жизни, могла бойко сказать что то острое…

 

свахаМежду прочим, профессия свахи на самом деле появилась не так давно. Ну дела, правда? Я и сама удивилась — всегда почему-то думала, что сваха — это что-то такое древнее, а нет. Свахи появились лишь в середине девятнадцатого века, когда воля родителей в выборе жениха понемногу сходила на нет. А прежде родители детей нередко договаривались о том, что те, когда подрастут, станут мужем и женой, задолго до их рождения. Ну и, конечно, любовь была и тогда.

Забавный факт — во времена древних славян, было дело, будущий муж (пусть и заранее обговоренный) мог стащить будущую же жену, дабы основательно с ней пообщаться «у воды». Иными словами, досвадебные связи практиковались еще тогда. Заметьте, что даже классики порицают свадьбу старого человека и молоденькой девушки. Спору нет, последняя была обеспечена всем необходимым, но любви в таком браке не было.
Кстати, когда девушки шли «по воду», они могли идти вовсе не за этим, вернее — не только за этим. Потому и наряжались так тщательно.

А была еще традиция плясать хороводы вместе парням и девушкам. Во время такого хоровода можно было выбрать спутника жизни и основательно пообщаться с предполагаемым избранником, познакомиться.
А вечерами девушки садились на завалинку болтали между собой, а парни посматривали на них и потихоньку выбирали себе невесту.

Конечно, здесь все зависело не только от желаний молодых, но и от того, согласны ли на брак родители. Все желания корректировались ими. Если родня после обсуждения принимала решение, что кандидатура не подходит любимому чаду, чинились всяческие препятствия. Они, впрочем, далеко не всегда были проблемой для молодых, хоть те и боялись пойти против воли родителей.

Частенько после совместных хороводов наступала последняя стадия предсвадебной суеты. Девушка сидела, высунувшись из окна, парень, приглянувшийся ей, приходил и начинал с ней беседовать, что-нибудь рассказывать. Вот тут-то и появлялись сваты.
В роли сватов, как правило, выступала одна из пожилых родственниц предполагаемого жениха, а также отце и дядя. Они заявляли жениха как купца, а невесту как товар и фактически вели торги. Каждая фраза, сказанная сватами, как детская потешка, как частушка, была своеобразным ритуалом. Сваты хвалили жениха, но не являли собой людей, которые пришли заключить договор. В первую очередь, тут имелось обрядовое значение.

К слову, только в девятнадцатом веке разделились свадебные традиции в городах и деревнях. Прежде же города мало чем от деревень отличались разве что замуж чаще выходили по округам — все-таки далеко ходили не так уж часто в те времена.

К тому же, был тут еще один нюанс. Купеческие дочки обычно не шастали по воду и сидели у себя в доме, иногда выходя во двор. Были они довольно надменны, с деревенскими парубками не общались, потому в этом случае гораздо более распространен был брак по расчету… И вот тут-то потребовалась самая настоящая сваха, не обрядовая. Тогда, правда, ее звали сватуньей.

Сватунья была опытна, знала многое о жизни, умела бойко сказать что-нибудь острое. Сватунья бродила от дома к дому, узнавая, где есть купец, а где товар, составляла для себя некий план и рассказывала семьям юных девушек и парней.
Судя по записям в Географическом обществе России (там сохранился архив от девятнадцатого века), на тот момент меньше четвертой части браков были заключены при помощи свахи. Иными словами, для России явление было совершенно новым, но обороты набирало стремительно. В основном свахи были тогда на Поволжье да на Юге России, а на Севере и Северо-Западе, свах, похоже, не было вовсе либо сведения о них не регистрировались.

Ну а к 1870 году у свах стали появляться даже свои собственные традиции и правила. Когда сваха шла работать, общаться с родичами невесты, она надевала цветастую накидку. Иными словами, у каждой свахи появилась своя форма!
Никаких стишков о товарах и купцах сваха не зачитывала — она разговаривала по делу, четко, могла сострить или подшутить (порой довольно жестко). Сватов, которые были лишь для вида, привечали хлебом-солью, они же приглашались на свадьбу. А дело свахи было заняться работой да получить за нее честно заработанные деньги. Между прочим, свахи были дамы не бедные, и денег у них было в достатке. Оно и ясно — сваха чаще нужна семье побогаче, нежели семье победнее, а тут уж не жадничали на угощения да подношения.переговоры свахи

Если вы хотите почитать о свахах подробнее, могу дать пару советов. У Гоголя есть произведение «Женитьба», которое рассказывает о сватовстве от и до. По сути, оно поведает вам о том, как сватовство появилось. А сватью истории зовут Феклой Ивановной.

Еще одна рекомендация — вспомните «Женитьбу Бальзаминова». Тем, кто не знает, скажу сразу, что по этой пьесе имеется одноименный советский фильм, довольно интересный. Он поведает вам о том, сколь развито было сватовство среди купцов. Еще один любопытный момент, который можно почерпнуть из пьесы — это то, что одним из традиционных подарков свахе был платок. Вполне вероятно, что накидка, которую сваха некогда носила, и есть тот самый платок.

Не обойду, конечно, вниманием и юмористические рассказы Чехова, уж очень я их люблю. Если лень читать долгие истории, обратите внимание на своеобразный фельетон «К свадебному сезону», написанный острым слогом, обличающий пороки сватовства. Между прочим, во времена Чехова сваху приглашать стало уже старомодно, а просит руки и сердца у родителей невесты жених самолично. Иными словами, в это время уже сформировался некий приоритет собственной личности.
Воспользоваться услугами свахи можно и сейчас, ведь брачное агентство и есть, в некотором роде, сваха. А вот в Японии свахи популярных по сей день в силу природной скромности жителей этой страны.