Привоз адыгейской невесты

Такой обряд состоит из целого цикла ритуалов.
Большинство адыгейских свадеб проходят осенью, когда полевые работы завершены. Кортеж за невестой отправляли в светлое время суток с четверга на пятницу, по возможности в ясную погоду…

 

привоз адыгейской невестыМожно сказать, что по-настоящему традиционная адыгская свадьба начиналась с поездки и привоза невесты. Этот обряд состоял из целого цикла обычаев ритуалов.
Как правило, адыгские свадьбы происходили осенью, после завершения полевых работ. По возможности, в сухую и ясную погоду. Именно в этом случае была возможность хорошо погулять под открытым небом. За невестой чаще всего отправляли в светлое время дня и с четверга на пятницу.

Старший рода объявлял о торжестве родственникам, соседям, друзьям семьи заранее. Оно начиналось с легкого застолья едущих за невестой людей. На него приглашались очень уважаемые мужчины не через кого то, а даже с персональной просьбой от имени старшего. Могли прийти седобородые старики, но большее количество составляли мужчины зрелых лет и молодые люди — хорошие наездники и надежные во всех отношениях парни.

Первый стол был довольно скромен. Главная задача была не наесться и напиться, а обсудить, как лучше организовать торжество и выбрать старшего для поездки. После выборов тут же распределяли обязанности остальных едущих за невестой. Быть отобранными для привоза невесты людьми считалось большой честью. Молодые люди даже делали складчину: сами собирали деньги для исполнения обрядов.

Всадникам отводилась большая роль, они должны были быть готовы к любым неожиданностям и вести себя подобающим образом. Они не просто сопровождали кортеж, на своем пути они преодолевали все препятствия, тем самым показывая свое бесстрашие и отвагу. Кроме того, они хорошо должны были вести борьбу с пешими и конными, стрелять по любой летящей мишени, уметь танцевать и петь, складно говорить.

Число всадников могло достигать даже сотни джигитов, все зависело от состоятельности семьи жениха, а так же от сословного происхождения. Джигиты следовали за повозкой с невестой на небольшом расстояние от нее, при этом они еще и танцевали, пели, подбрасывали шапки вверх, стреляя по ним и устраивали борьбу конников.
Сама повозка, в которой ехала невеста, была покрыта красным покрывалом, в ней могли сидеть сестра, родственница жениха и гармонистка.

Маршрут свадебного кортежа мог пролегать через населенные пункты, поэтому в этом случае всадники делились на две группы, одна группа шла впереди повозки, а вторая за ней. Эти меры были вовсе не лишними.
Жители окрестных сел перегораживали улицы бревнами, телегами. Когда всадники начинали расчищать путь, на них налетали детвора, подростки и местная молодежь, выхватывая у наездников их плетки или перерезывали подпруги.
Но самая заветная мечта нападающих, это сорвать то самое красное покрывало с повозки.

Считалось большим позором, если сопровождающие не смогут уберечь покрывало, да и кроме этого, им пришлось бы вернуться за новым. А вот въезд во двор родителей невесты представлял некую трудность. Всадников встречала местная молодежь с дубинами, доставалось здесь всем, даже животным. Но если кто-то из всадников прорывался во двор, молодежь успокаивалась и приехавших встречали, провожая за стол.
Хозяин всегда зорко следил за соблюдением всех обычаев и за их своевременным исполнением. После нескольких тостов за молодых, завершив все формальности, невеста была готова отправиться в путь.