Армянская свадьба

У армян существовало два способа заключения брака: это брак по сговору и похищение невесты.
В современных свадьбах до сих пор практикуются эти способы, но так же и распространены свадьбы со свободным выбором самих молодых…

 

армянские молодоженыНе менее сильное влияние оказывало на брачные отношения и религиозная принадлежность семей. Браки между армянами-католиками и армянами-горианами были крайне редки.
А вот браки армян с мусульманами осуждались, кроме того брачный круг для армянской семьи был ограничен территориально: невесту старались выбрать, либо в соседнем селе или в своем родном.

Один из традиционных способов заключения брака у армян в старину являлся брак по сговору, который был основан на уплате определённого выкупа стороной жениха.
Существовал и другой способ, менее распространенный — это похищение невесты («ах- чик пахцнел».) Такой метод был применен вопреки воли родителей, но с согласия девушки.
В современных свадьбах наряду со свободным выбором молодых, иногда практикуют эти форму обряда по заключению брака.

Сватовство

Заручившись согласием девушки, молодой человек сообщал своей матери, что намерен жениться, а мать, в свою очередь, говорила об этому мужу — отцу семейства. Если предстоящий союз вызывал в семье одобрение, то родители не мешкая готовили сватов.
В число сватов в одних районах входили родственники жениха — это мужчины: муж сестры жениха или брат отца семейства, а в других регионах — женщины: любая родственница отца.

Со сватами всегда отправлялся «миджнорд» — посредник, который хорошо знал обе семьи.
Родители юноши, чтобы обеспечить успешное заключение договора во время визита посредника в дом девушки, брали и вешали на столб своего дома «шереп» — разливательную ложку или расческу. Часто посредник или посредница, старался попасть в дом родителей девушки до официального сватовства, чтобы как можно больше узнать об их намерениях. Если обстановка способствовала благополучному исходу дела, то через пару дней происходило сватовство.

О приходе сватов, семья девушки была, как правило, оповещена заранее. После того, как заканчивались приветствия, сваты сообщали о своей цели визита: «Мы пришли, чтобы ваш камень заложить в нашу стену» или «Вот подумали на семейном совете и решили взять вашу дочь для нашего парня» и т. п.
Этикет не позволял родителям невесты, сразу принять предложение, даже если они были согласны. Чаще всего, они давали понять, что должны подумать. Поэтому сваты могли прийти во второй и третий раз. Как только отец девушки давал свое согласие на заключение брака, сразу накрывали на стол и пили по рюмке водки, которую приносили сваты. Ранее было не принято угощать сватов, так как считалось, что " если сваху хлебу дать, нужно и дочь отдать».

Стоит отметить, что застолье «сватов» всегда было легким. Хозяева обычно обходились без первых блюд и без армянская невестасладостей. Стол покрывали праздничной скатертью, выставляли красивую (не повседневную) посуду. Гостей угощали свежим лавашем, который специально пекся к этому дню, зеленью и фруктами. Вина при сватовстве традиционно не пили, предпочтение отдавалось крепким напиткам — водке или коньяку.

Застолье проходило деловито, без бурного веселья. В ходе трапезы обсуждались все предсвадебные мероприятия, а тостам отдавалось определенное значение загадывать добрые пожелания молодым, чтобы их свадьба и дальнейшая жизнь удалась и жили они вместе долго и счастливо.
В старину для матери невесты не находилось место за столом — она лишь подавала блюда и никогда не принимала участия в застолье и беседе. Сегодня на армянских свадьбах ситуация иная. Хотя застольем по-прежнему и руководит отец девушки, однако мать имеет право голоса в обсуждении предстоящей свадьбы и свободно излагает свои пожелания и взгляд на предстоящее событие.

Стол «сватов» всегда заканчивался ответным приглашением для родителей невесты. Застолье в жениховой семье традиционно было немного обильнее, однако тема для обсуждения та же — свадьба и все, что с ней связано.
Через несколько дней после обоюдных застольных переговоров отец жениха вместе с несколькими молодыми мужчинами шел в дом невесты.
Там они обсуждали и договаривались о дне обручения, а так же количестве гостей с обеих сторон.