Брачное соглашение в Осетии
Обряд мог проходить в доме невесты или жениха,а смысл заключался в том, чтобы жених оставил залог в доме невесты,в знак породнения семейства, через доверенного человека фидауджыга.
В это время в доме невесты готовились угощения…
Брачное соглашение (Фидыд)
Этот обряд могли провести в доме жениха или невесты, причем второе бывало гораздо чаще. Смысл ритуала состоял в том, чтобы во время его проведения родители юноши через своего доверенного человека фидауджыга оставляли в доме невесты некую сумму денег, в знак породнения семейств.
В доме девушки по такому случаю готовились угощения, на столе было: три пирога, голова и шея барана, принесенного в жертву, а так же многочисленные закуски и напитки.
Гостей приглашали за стол. После первых приветственных фраз слово брал старший из сватов, который вставал и предлагал обсудить то самое дело, из-за которого все собрались.
В ходе неспешных переговоров назначался день свадьбы, уточнялось количество гостей, а так же кто и когда привезет жертвенного быка.
После всех обсуждений, хозяева вместе с гостями непосредственно переходили к застолью.
Застольные беседы всегда были оживленными, тосты следовали один за другим. Старший сват, он же тамада, всегда сидел во главе стола, справа от него располагались второй и третий старшие — представители фамилий со стороны жениха и невесты.
Последовательность тостов была следующей.
Первый тост всегда провозглашал старший за Стыр Хуы- цау (Большого Бога), которого он просил покровительствовать молодым и породнившимся фамилиям. Затем слово брал второй старший, который произносил тост за Касары Уастырджи (Божество, покровительствующее порогам). Следующую здравицу говорил третий старший. Это был тост за здоровье и долголетие двух породнившихся фамилий. Хозяева и фидауджыта в знак сговора пожимали друг другу руки.
Наступал черед гостей произносить заздравные речи. Первое слово тамада, по обычаю, давал старшему из гостей, который желал здоровья соседям и жителям села, а также благодарил хозяина дома и желал, чтобы все остались довольны новым родством, а счастье всегда сопутствовало молодым. Все желающие поочередно желали счастья новому союзу.
В разгар праздника третий старший отрезал ухо жертвенного животного, надрезал его три раза и передавал старшему. Старший благословлял молодых и передавал им ухо вместе с бокалом.
В самом конце застолья, он же брал последнее слово и просил богов, чтобы они взяли под свое покровительство новую семью.
Визит в дом невесты (сусагцыд)
Через некоторое время после брачного соглашения жених с дружкой и шафером, и несколькими друзьями наносили визит в дом невесты. Этот визит носил закрытый характер.
Собирались только близкие невесты и ее подружки. Жених должен был принести с собой конфеты, чтобы угостить всех женщин в доме невесты.
Для гостей накрывали столы и устраивали танцы. После этого жених с шафером (кухылхацагом) шли к старшим женщинам. Женщины вручали им бокал (нуазан), причем жениху его подносила свекровь. За такой теплый прием гости оставляли деньги в бокалах, кто сколько считал нужным. Кто-нибудь из девушек раздавал детям и молодым девушкам принесенные женихом конфеты.
В этот день жених преподносил невесте обручальное кольцо.