Сватовство и помолвка у таджиков

Свадебные обряды и традиции интересны у разных народов и отражают культуру в целом. Вот, например, таджикские свадьбы.

Обычаи сватовства

Пожалуй, у всех сначала сватовство, потом уже свадьба. В старину таджики сватали не только маленьких детей, но даже грудничков, едва появившихся на свет. Такие союзы должны были скрепить кланы или помирить врагов. Такое сватовство имело две разновидности, смысл понятен из названия – «с колыбели» и «сватовство малолетних».

Когда сватали маленьких детишек, обе матери разламывали лепешку, произнося при этом молитву. Мальчик и девочка стояли тут же. Подолы их рубашек прикасались и слегка надрывались.

Детей, которые уже вступили в брачный период, сватали и женили родители, подобрав на свое усмотрение жениха или невесту, или же за это дело брались свахи-профессионалки. Они беседовали с обеими сторонами, пока не наступало всеобщее согласие, после чего девушку сватали.

Помолвка

Через некоторое время после сватовства, не более, чем через месяц, обряд повторялся, но уже немного по-другому. Парню говорили, какую именно девушку за него сосватали. Его мать собиралась к родителям невесты, приготовив угощение – большое блюдо вкусного плова, поверх которого лежали горячие лепешки. Ее ласково встречали и угощали. Здесь тоже готовили плов, поесть который приглашали многочисленную родню, друзей и, конечно, старейшин, без них не обходилась ни одна свадьба. Когда все были в сборе, объявляли, что девушка сосватана.

Перед тем как начать есть аксакал разламывал лепешку и произносил молитву за благополучие молодых. Считалось, что теперь они уже помолвлены.

Калым

В старину трудно было представить, что свадьба будет устроена без калыма родителям, т.е. выкупа невесты. Это тоже был отдельный праздник.

Выбирали день для передачи калыма. Накануне в доме родителей парня пекли лепешки, изготавливали свадебные наряды. При этом все пели, молились.

На следующий день в доме жениха договаривались о том, каким именно будет калым. В доме невесты гостей угощали, а после трапезы молодые девушки сеяли муку и готовили тесто, чтобы выпекать лепешки. Какая-нибудь старушка кроила рубашку для невесты.

Само свадебное торжество обычно устраивалось осенью, когда урожай был собран. Так делают многие и сейчас.

Сюзане, или свадебное покрывало

Оно являлось обязательным атрибутом. Существовали определенные правила, которым необходимо было следовать, чтобы правильно соткать покрывало. Тогда оно могло уберечь от недоброго глаза. Например, изготавливать его можно было только из белой хлопковой ткани – такой материал был угоден Аллаху. Умелицы старались как только могли. В результате получалось красивое узорчатое полотно, наделенное волшебной силой, помогающей сберечься от нечистых духов. Приданое, которое не успели сшить, шили родственницы, которые приходили заранее в дом невесты. В процессе работы обязательно читали Коран, произносили молитвы. Выбирали главную, ею становилась уважаемая в деревне женщина, у которой было много детей.

Чтобы «запудрить мозги» злому духу или недоброму глазу, талантливые рукодельницы все же допускали небольшой брак – не дошивали рисунок. Это «помогало» плохому глазу «споткнуться», зацепившись за такую оплошность. Теперь, если невесту будут хвалить и восхищаться ею, никто не сглазит девушку. Молодые всегда будут счастливы, их благополучие не закончится, как и этот недовышитый рисунок на покрывале. Вот такой глубокий смысл вкладывался в сюзане, или свадебное покрывало. Когда свадебное торжество заканчивалось, лучшее покрывало отдавалось молодым.

Свадебное торжество

С раннего утра готовился плов, на него приходили гости со всего села. Право отведать первыми принадлежало мужчинам, после них ели женщины и дети. Молодые готовились к празднику, каждый из них находился в доме своих родителей. Вечером приходил приглашенный священник, мулла, он перед селом и перед Аллахом скреплял этот союз, заключая брачный договор. Ближайшие родственницы и подруги девушки звали на торжество соседок. Приглашенная дарила взамен чашу муки и желала, чтобы все у пары было хорошо.

После того как все насытились и помолились за благополучную жизнь молодых, в углу комнаты подвешивали занавес, за нее садилась девушка со своими подружками. Здесь ее наряжали в свадебные одежды, собирали волосы, сопровождая ритуал молитвами. После этого женщины начинали танцевать. Сюда приходили свидетели и получали согласие девушки на брак. Об этом сообщалось священнослужителю. После этого уже можно было начать никох – заключать брачный договор.

После того как брак был заключен официально, можно было поздравлять парня. К этому времени уже становилось темно. Друзья вели молодого человека к суженой, освещая дорого горящими факелами. Когда доходили до дома, парень должен был перепрыгнуть через костер, который устраивался из соломы. Это означало очищение при помощи огня. Теперь он мог идти к невесте. Жених заходил в помещение по ткани, которая расстилалась на полу, подходил к занавеске, где ждала его девушка.

После того как парень уходил, девушку облачали в паранджу, выводили ее из-за занавеса, собирались уводить. Но прежде ее отец подходил, чтобы проститься. После того как девушка прощалась с близкими, ее везли в дом мужа.

Вблизи от дома или прямо во дворе горел костер, который разжигали предварительно, девушка, как и жених ранее, должна была через него перепрыгнуть, чтобы очиститься.

Невеста не входила сразу в дом, она останавливалась около двери, после чего отец жениха резал козленка тут же. Девушка, входя в дом, должна была ступить по свежей крови жертвы и наступить на ткань, которая уже была расстелена. Концы этой ткани придерживали две старушки. Навстречу выходила свекровь и кланялась. Девушку с почетом провожали в доме и усаживали под занавес. В доме было полно народу, всех привечали и угощали.

Какие обряды проводились после свадьбы

Через три дня после свадебных торжеств новоиспеченный зять должен был навестить родителей жены с поклоном. Через 15 дней молодую женщину должны были посмотреть ее родственники, этот обряд назывался рубинон, т.е. «смотрение» лица. Через 20 дней после праздника молодожены вновь шли в гости к родителям девушки.

Обычаи, связанные с рождением малыша

Практически весь период беременности женщины, роды и 40 дней после родов наполнены различными обрядами и ритуалами, которые современным людям порою трудно понять. Например, нельзя было оставлять женщину и маленького ребенка одних. Нельзя было также, чтобы они оставались в темном помещении, поэтому в их комнате, начиная с сумерек и до самого раннего утра должен был гореть свет.

Над головой родившей размещали какие-нибудь острые предметы, которые предназначались для защиты от сглаза. Над постелью также подвешивали перец, лук, чеснок. В разные моменты чилла – первые 40 дней после родов – выполняли разные обряды с участием грудничка. В его жизни уже начинали происходить события. Например, на ребенка надевалась первая его рубашонка, первое его купанье также было праздником для членов семьи, выбирали имя ребенку. Есть интересный обычай «укладывание в люльку», из которого устраивали настоящее торжество. В этот день женщина и ребенок впервые вместе выходили из дома и отправлялись к кому-нибудь из родственников, которые в их честь готовили вкусную еду и всех угощали.

Другие обрядовые традиции

Помимо свадебных традиций и ритуалов по сей день во многих местах сохранились обряды, неразрывно связанные с хозяйственной деятельностью таджикского народа. Все они в некоторой степени являются пережитками старинных верований.

Один из наиболее заметных – празднование в честь Навруза, что знаменует начало земледельческих мероприятий в селе. Помимо этого есть и другие, в том числе связанные с природными светилами и явлениями.

Особую роль в жизни этого народа занимают ремесленная деятельность, искусство в основном переходило по наследству. Отцы учили сыновей. С ремеслом связан интересный обряд «камарбандон», это своеобразное посвящение. Новоиспеченный мастер опоясывался. Готовили угощение, ели, молились, шутили. Это только малая толика всех обрядов, которые были у таджиков. Не все дошли до наших дней.