Свадьба и свадебное застолье в Осетии

Хозяева старались заботиться о приглашенных гостях, уделяя им внимания и заводя беседы.
Свадебное застолье вел тамада, который произносил первый тост за Великого Бога, так же обязательными тостами считались за сыновей…

 

осетинское застольеРано утром, помолившись богу и как следует, подкрепившись, жених вместе со старшим родственником отправлялся за невестой в свадебном кортеже.
Жениха уже ждали родственники невесты, они встречали кортеж с пивом, тремя пирогами и аракой. Старшие встречающие произносили молитву и желали молодым вечной любви и благополучия, а так же высказывали пожелание, чтобы отныне этот дом посещали только такие уважаемые гости как в этот знаменательный день.

Считалось вполне достаточным, если трое старших от гостей выпивали преподнесенные бокалы. Сразу после этого гостей впускали в дом. На столе обязательно должны присутствовать голова и шея священного бычка, шашлык из печени, сердца, легких животного и три пирога.

Хозяева старались заботиться о гостях, уделять им большое внимание, заводить с ними беседы. Застолье вел тамада (фынджы хистар). Он произносил первый тост за Великого Бога, второй — за Касары Уастырджи, третий — за здоровье фамилии и семьи. После этого тосты уже следовали один за другим. При этом главная тема была неизменна: здоровье молодых, их любовь и согласие. Обязательными считались также тосты за удачное потомство и за сыновей, которые смогут прославить родную Осетию.

После того, как свой тост произносил старший из гостей, он просил принести ему три ребра. Затем он перекладывал ребра на блюдо с тремя нуазанами, и отсылал все это женщинам из числа гостей. Первый бокал было принято поднимать за женщин, которые приготовили все эти угощения, а второй — подавали женщинам-гостьям; третий бокал вручали старшей женщине в семье.
Такого же внимания удостаивались соседи, родственники и иногда молодежь, веселящаяся и танцующая во дворе. Дальше застолье шло своим порядком.

осетинский пирогНаступало время выхода невесты к гостям.

Девушка уже была соответственно одета и просто ждала, когда одевавшие ее женщины выведут ее к гостям. Однако последние не торопились. Они требовали, чтобы шафер «выкупил» невесту. Шел забавный и непринужденный «торг», после которого стороны, наконец, приходили к соглашению.
Иногда свадебные «торги» приобретали неожиданные обороты. Так, соседские девушки могли спрятать самую молодую гостью, которую гости-юноши должны были у них «выкупить». Иногда родственники невесты прятали гармошку, принадлежащую гостям, и снова требовали выкупа. Все эти действия сопровождались веселыми шутками и общим смехом.

Наконец невесту выводили к гостям. Шафер держал ее за правую руку, а его помощник шел с левой стороны. Смущающуюся девушку подводили к старикам. Старшие поднимали бокалы и давали напутственные пожелания невесте, после чего произносили молитвы святым и покровителю путников.
Невесту усаживали в свадебный кортеж и отправляли в путь. Но еще перед тем как невеста не уехала со двора, молодые люди и соседские мальчишки перекрывали -ворота двора и не выпускали кортеж без выкупа, которым могли служить три пирога, курица, арака, мелкие деньги, конфеты.

В былые времена путь свадебного кортежа всегда лежал через святую рощу Хетага, где путники вместе с невестой молились святому Уас- тырджи и просили о главном.
При въезде свадебного кортежа во двор жениха его встречали с веселыми песнями и плясками. Старшие приветствовали молодую и провожали ее в дом. Но перед этим проводили обязательный ритуал — в руки невесты давали обязательно младенца-мальчика, с пожеланиями, чтобы у нее первым родился именно сын. Далее невеста с правой ноги переступала порог дома и три раза кланялась. В это время самая мудрая и старшая женщина произносила молитву.

Начинались танцы, после которых с невесты снимали фату.
Снимал фату обычно бойкий юноша, который обводил три раза небольшим флажком, присланным из родительского дома, голову невесты и произносил обрядовые слова. После того, как фата была снята, присутствующие любовались лицом невесты.

свадебный стол на осетинской свадьбеДополнительно заботилась о невесте также молодая женщина (Ханга Мад), которая еще до свадьбы назначалась матерью жениха. Часто эта женщина оставалась для невесты самой близкой подругой на протяжении всей ее последующей жизни.
После снятия фаты с невесты, ее мог пригласить на танец молодой парень-смельчак. Этот танец был обычно недолог. В конце танца парень желал счастья невесте и ее жениху и преподносил бокал, в который клал в знак благодарности купюру.

Затем невесту увозили обратно в родной дом. За ней ехали жених и шаферы. Семья невесты снова накрывала стол и ждала жениха. Жених привозил с собой конфеты и сладости и угощал ими женщин. Его сажали за стол, при этом он должен был вести себя очень скромно и стараться произвести на родственников невесты лучшее впечатление.
В определенный момент застолья жених вставал из- за стола и произносил тост за здоровье женщин, которые накрывали на стол и готовили. Женщины выпивали из бокалов, куда потом жених клал деньги. После все возвращались к застолью. Праздник продолжался, гости обычно уезжали глубоко за полночь.

На утро второго дня на невесту сбегалась посмотреть вся детвора. Невеста одаривала детей игрушками и сладостями.
Ближе к обеду из дома невесты привозили приданое. Этот обряд также сопровождался застольем, танцами и песнями.
После свадьбы, исходя из традиций, семья жениха могла пригласить соседей в гости, где глава семьи щедро их угощал.